lilidiya: (Default)
[personal profile] lilidiya
Originally posted by [livejournal.com profile] pyzhik_chizhik at Об украинском национализме








Оригинал взят у [livejournal.com profile] almondd в Об украинском национализме
Мне, видимо, все же придется написать о том, что такое национализм, хотя я этого долго избегала. Я прошу прощения за повторение достаточно очевидных вещей, но я уже устала отвечать на соответствующие комментарии.

Так сложилось, что в России под национализмом понимают не тоже самое, что во всем мире. И поэтому, когда украинец, литовец или израильтянин говорит: «Я - националист», россиянин его не понимает. Они говорят на разных языках. Это непонимание само себе было бы мелочью, если бы не эксплуатировалось так рьяно российскими властями и российскими медиа ради оправдания войны.

Вот два определения национализма (как говорится, «почувствуйте разницу»).


Википедия, 2014 год (определение соответствует, в общем-то, современному пониманию национализма во всем цивилизованном мире): «В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму.»

И словарь Даля, 1861 год (соответствующий, к сожалению, пониманию национализма большинством россиян): «Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.»

Такое неприглядное определение в словаре Даля нетрудно объяснить. Словарь этот писался в царской России, и Даль даже был награжден царской семьей соответвующим орденом за проделанную работу. Царской власти большой и разнородной страны России не нужно было от народа гражданское и национальное самосознание или понимание народом своих исторических или культурных корней. Вместо этого Россией было намного проще править в условиях бездумной любви населения к царю и империи. Именно на такой догме взращивался российский патриотизм: не любовь к брату, не любовь к своему колу и двору, а любовь голи к своему государю.

Советский патриотизм подменил «царь» и «империя» на «вождь КПСС» и «государство». Слепая любовь к государству, подпитываемая пропагандой, оправдывала в советское время очень многое: ссылки, массовые убийства, лагеря, ибо так было – якобы – нужно для государства. Под «государством» большинство населения не подразумевало ничего конкретного – пропаганда постаралась сделать так, чтобы самыми распространенными ассоциациями к этому слову были потери в войне с немцами и нелюбовь к американцам (общий враг и общая злость, как известно, очень объединяют), медали на спортивных соревнованиях, пафосные ноты и слова полубессмысленного по сути гимна, а также исторические и культурные достижения, немалая часть которых относится на самом деле не к российской культуре, а ко множеству культур самых разных народов, в разное время оказывавшихся под властью царя или вождя. В реальности же за словом «государство» стоял коррупционный правительственный аппарат, который позволял узкой группе людей иметь доступ ко всем благам. И чем подвластные территории и население было больше, тем «блага» для узкой группы были шире.

Сейчас история, как ни странно, повторяется. Я прошу прощения за обобщения, но если нижеследующее не про вас - значит, оно просто не про вас, но тем не менее имеет место. Современным россиянам по-прежнему не предлагают любить друг друга и друг за друга заступаться. Тысячи людей вроде вот этого старика уже были арестованы за мирные протесты в сегодняшней России. На этих протестах люди выражали совершенно естественные желания – например, не начинать войну или иметь свободу слова и свободу собираться на собственной площади. Я могу быть не права, но у меня сильное ощущение, что большинство россиян стараются не задумываться об этих пострадавших. Многие, кажется, любят своих соотечественников не настолько, чтобы портить себе настроение из-за постигших этих людей неприятностей. Но зато любят Россию. Под «Россией», как и ранее, власть имущие подразумевают свое личное благополучие, а немалое количество простых людей, как и раньше, подразумевают, например, медали и фейерверки на олимпиаде, тех не-россиян, чьи фамилии звучали на открытии, как якобы фамилиии деятелей российской культуры (например, белорусского еврея Шагала, жившего во Франции), и общую злость к якобы общему врагу (в этом году это «бандеровцы»).

А теперь о национализме в Украине и о том, чем он отличается от российского национализма и патриотизма. Во-первых, национализм совершенно необязательно должен быть так называемым этнонационализмом, а то есть совершенно необязательно должен объединять людей по этническому признаку. Такой национализм бывает, но в Украине он абсолютно непопулярен, а намного более популярен как раз в России, где нелюбовь к иммигрантам из Средней Азии и общий уровень ксенофобии значительно выше. Здесь, например, случайно подвернувшаяся мне статистика, хотя в последние годы мне попадалось и много других опросов, и отдельные были намного лучше заточены под сравнение толерантности к национальным меньшинствам в России и в Украине. И в Украине толерантность всегда оказывалась значительно выше. Говоря проще, в отличие от российского националиста, желающего «России для русских» (это - лозунг Русского Национального Единства, ссылка), украинский националист может быть украинским русским, украинским татарином, украинским евреем, украинским среднеазиатом - и сейчас таких очень много.

Во-вторых, украинский национализм не делит людей по принципу языка. Мои друзья и родные были на Майдане, и там было не просто двуязычие все эти месяцы – там было многоязычие, в котором люди отлично понимали друг друга. Вместе с тем, абсолютно все украинские националисты согласны в том, что украинскую культуру надо беречь и поддерживать. Значение, которое придается этой простой в общем-то идее, объясняется двумя причинами. Первая – это то, что украинцам пришлось столкнуться с реальной опасностью этот язык и культуру потерять. Я знаю, что этого не рассказывают на уроках истории в России, но долгое время все украинское - и при царской Росии, и при СССР – было в опале. Здесь, к примеру, очень краткая хронология событий, с этим связанных. Вторая причина еще проще – это любовь к этой самой культуре и языку. Я отлично понимаю, как «провинциально» это могло бы прозвучать в компании российских интеллигентов, но я люблю украинские народные песни, домашнее сало и вареники, униатские костелы и звучание украинской речи. Любовь эта, естественно, приходит не через школьную программу по грамматике украинского языка, а через прекрасных людей, которые делят с тобой этот опыт.

В-третьих, украинский национализм не имеет строгой привязки к территории – я знаю много украинских националистов, живущих за рубежом, и среди них есть даже те, кто за рубежом родился. И, в отличие от россиян, мы – украинцы-эмигранты – не слышим от других украинцев что-то вроде: «Сиди и молчи на тему Украины, раз уехал». У украинцев не принято обвинять в измене родине, потому что объединяющим признаком считается не территория или государство, а культурная самоидентификация. То есть именно то, что я, например, считаю себя украинкой, - а не язык, страна проживания, этническая принадлежность или происхождение – объединяет меня с другими украинцами. Отчасти поэтому тот национализм, который я сейчас вижу на Украине, мне кажется намного более терпимым и объединяющим, чем тот патриотизм, который я вижу в России. В каком-то смысле, это любовь к людям и культуре, а не любовь к территории, стране или государственной машине.

Это, конечно, не значит, что территория не имеет никакого значения. Однако многие украинцы привыкли думать очень локально – не о том, что якобы лучше для некой необъятной родины (я вообще не верю, что подобные глобальные мысли и расчеты могут быть практичными), а о том, что лучше для их дома, двора и деревни. Пройдя через коллективизацию, большинство украинских семей, которые я знаю, так и не превратились в людей, пользующихся советским принципом «общее – значит, ничье». При этом многие украинцы – отличные хозяева своего места, где бы это место не находилось. Точно также у абсолютного большинства украинских националистов не вызывает подбострастия или абсолютного доверия любая власть и любые лидеры - они обычно интересны им ровно в той мере, в которой они помогут украинцам обустроить свой дом и двор и хорошо жить со своими соседями.

Такая философия никак не противоречит толерантности, уважению к другим культурам и представителям этих культур. Вместе с тем, украинский националист – независимо от того, где он живет – скорее будет вкладывать силы и деньги в развитие и поддержание украинской культуры, украинской политики, украинского народа, чем какой-то другой культуры, политики или народа. Именно поэтому – а не благодаря каким-то абстрактным западным силам – на Майдане не было нужды в средствах. Я лично знаю достаточно много обеспеченных американских, канадских и европейских украинцев, которые посылали туда большие деньги из своего кармана – не потому, что они «агенты Запада», а потому, что они - украинские националисты именно в том смысле, о котором здесь речь. Я также знаю очень много украинцев не настолько обеспеченных, которые помогали Майдану, чем могли. И именно поэтому по всему миру можно найти неожиданные и сюрреалистичные по своему расположению «дома украинской культуры» и украинские библиотеки.

Может ли такая философия привести к каким-то преступлениям? К той самой описанной Далем «замкнутости» и «проявлению превосходства»? По-моему убеждению, к преступлениям, замкнутости и идеям превосходства приводит не какая-либо философия, а глупость и невежество. Преступления совершают патриоты, националисты, христиане, люди с карими глазами, да и вообще представители любых групп населения, и нередко они прикрываются при этом некой философией, идеологией или религией. На Украине в последние годы самые страшные преступники были у власти, и прикрывались они своим положением силы. Именно поэтому от нового правительства украинцы требовали в первую очередь люстрации и организации нормальной судебной системы. Теперь, когда Россия уже открыто вмешивается в украинскую политику и фактически оккупировала часть территории, самые страшные преступники на Украине выглядят так. И украинцы прилагают все силы для того, чтобы с ними бороться.

Вместе с тем, нетолерантный национализм в Украине, в отличие от России, абсолютно непопулярен. Я говорю «в отличие», потому что из статистики следует, что крайне правых националистов в России десятки тысяч. Здесь, например, данные о посетителях Русского марша – демонстрации крайне правых российских националистов, - и цифры доходят почти до шестидесяти тысяч человек. Абсолютное большинство из них поддерживает, например, идею о том, что иммигранты с Кавказа и средней Азии в России – это люди второго сорта. И это действительно те россияне, которые готовы открыто маршировать со свастикой. Подобные идеи или подобный марш немыслим в Украине, и национальные меньшинства (например, евреи и татары) уже выступили с официальными заявлениями о том, что на Украине с 1991 года, то есть с развала Союза, их никто не ущемлял. Точно также непопулярен на Украине и радикальный (то есть призывающий к силовым действиям) национализм. В любимом российскими медиа украинском Правом секторе по последним данным постоянно состоит меньше двух сотен человек, да и те на протяжении всего кризиса высказывали свою официальную позицию удивительно взвешенно и осторожно. Для интересующихся - тут интервью с одним из их лидеров, хотя, опять же, из-за их смехотворной численности это не является ключевым для понимания позиции большинства украинцев или даже большинства украинских националистов.

В целом же, в последние недели у меня очень сильное чувство, что невежество и чувство превосходства российские власти пытаются взрастить именно среди своего населения, ибо все это позволяет проще манипулировать толпой. И когда ко мне приходит очередной россиянин (к сожалению, это почему-то пока всегда россияне), и пишет, что все националисты – это фашисты, или что все вокруг – идиоты, я начинаю верить, что у российского правительства это получилось хотя бы в этом частном случае. И единственное, что меня успокаивает – это количество адекватных и умных людей, в том числе из России, которых я тоже вижу.

Напоследок, вернемся к нашим баранам: я уже убедилась, что о национализме с россиянами теперь редко можно поговорить, не упомянув Бандеру. Я, если честно, не считаю, что Бандера является ключевой фигурой для истории или культуры Украины, но с российской пропагандой не поспоришь. Поэтому ссылки: тут, например, подробная и адекватная биография Бандеры на английском языке. Россияне обычно упоминают договор с Гитлером, как его основное преступление. Поясню: в те годы практически не было политиков, которые не заключили хотя бы одного договора с Гитлером. Лично для Бандеры этот договор закончился очень быстро и печально - отправкой в нацистский концлагерь за нелояльность фашистской идеологии. Нацистский концлагерь Бандера кое-как пережил, но был отравлен позже советскими спецслужбами (у всех членов его семьи тоже, кстати, была жуткая судьба). В немецких документах сохранились также отчеты о прочих «прегрешениях» Бандеры и его партии в то время: в частности, "бандеровцы" отказывались убивать и выдавать фашистам евреев, чем показывали, что они не верны фашистскому делу. Тут также ссылка о Нюрнбергском процессе – Бандера и его партия действительно в нем фигурировали, но как жертвы, а не как обвиняемые.

Россияне также любят вспоминать об украинских частях, которые служили короткое время на стороне немецкой армии. Во-первых, при этом замалчивается то, что на западной Украине в то время творила "доблестная" советская армия и большевики по отношению к мирному украинскому населению. Там было много страшного, и на западной Украине все еще живы свидетели тех ужасов (я нескольких знаю лично). Во-вторых, когда собственно началась война, на деле почти все украинские части успели разбрестись по домам еще до того, как немцы их попытались использовать. Но самое интересное заключается даже не в этом: дело в том, что российских военных формирований, которые в тот или иной момент служили на стороне немцев, было в десятки раз больше (ссылка). Этого, видимо, на уроках истории в России тоже не рассказывают.

И последнее, «от автора»: я не могу сказать, что национализм – моя любимая философия. Лично мне любую религию, философию и идеологию заменяет детское чутье «на правду». Пишу я это тоже не из-за прочувствованного личного национализма, а потому, что не могу больше видеть вранье на эту тему, которым пытаются оправдать российскую оккупацию и войну. Однако пока я наблюдаю за происходящим в последнее время, меня, как и других украинцев, очень уж подмывает начать носить вышиванку (муж говорит, что не все знают, что такое вышиванка - ссылка).

Тут также текст на похожие темы.

P.S. Комментарии скринятся, дискуссий не будет. Все, что я думаю о вопросе, уже есть в посте.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

lilidiya: (Default)
lilidiya

March 2015

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 25th, 2017 11:39 am
Powered by Dreamwidth Studios